В МБУ ДО «ДШИ» пгт.Восток красноармейского муниципального района приморского края театральное отделение самое молодое отделение в учреждение. Открылось 01 сентября 2013г. в связи с большой востребованностью данной вида искусства среди учащихся.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 17 июня 2011 г. № 145-ФЗ, в детских школах искусств, в том числе по различным видам искусств, реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.
Федеральный закон № 145-ФЗ был разработан и принят в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, обеспечения права граждан на обучение и эстетическое воспитание, а также во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р. Данный федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в XX веке уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские школы искусств.
Федеральным законом № 145-ФЗ от 17 июня 2011 года предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства.
Основная цель дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» (далее - программа «Искусство театра») разработана на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации.
Образовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Образовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Образовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:
обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства, может быть увеличен на 1 год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Искусство театра» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Искусство театра» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей и физических данных. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к театрально-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные стихотворение, басню или песню.
Освоение обучающимися программы «Искусство театра», завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра»
Освоение содержания программы «Искусство театра» должно обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП театрально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Искусство театра» должно стать приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области театрального исполнительского искусства:
- знания профессиональной терминологии;
- знания основ техники безопасности при работе на сцене;
- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);
- умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
- умения воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;
- умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;
- навыков владения основами актерского мастерства;
- навыков владения средствами пластической выразительности;
- навыков участия в репетиционной работе;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
- навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем;
- навыков тренировки психофизического аппарата;
в области теории и истории искусств:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знания основных этапов развития театрального искусства;
- первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;
- знания отечественных и зарубежных произведений искусства в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знания театральной терминологии;
- первичные знания музыкальной грамоты, знания основных музыкальных жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.
Результатом освоения программы «Искусство театра» с дополнительным годом обучения должно стать приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области театрального исполнительского искусства:
- знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;
- знания принципов построения этюда, его разновидностей и структуре;
- умения вырабатывать критерии целесообразности и логичности поведения в этюде;
- умения координировать свое положение в сценическом пространстве;
- умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
- навыков по владению психофизическим состоянием;
в области теории и истории искусств;
- знания основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, музыкального, хореографического);
- первичных знаний об особенностях использования выразительных средств в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знания основных тенденций в современном театральном искусстве и репертуаре театров;
- умения проводить анализ произведений театрального искусства.
Результаты освоения программы «Искусство театра» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Театральные игры:
- знание видов и типов игр;
- знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;
- умение объяснять правила проведения игры;
- умение координировать свои действия с участниками игры;
- навыки коллективного творчества при реализации события в игровом задании;
- навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при создании игрового образа;
- навыки координации движений.
Основы актерского мастерства:
- знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;
- знание профессиональной терминологии;
- знание основ техники безопасности при работе на сцене;
- умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
- умение работать над ролью под руководством преподавателя;
- умение использовать полученные знания в создании характера сценического образа;
- умение выполнять элементы актерского тренинга;
- первичные навыки по сочинению небольших этюдов на заданную тему;
- навыки репетиционно-концертной работы;
- навыки по использованию театрального реквизита;
- первичные навыки по анализу собственного исполнительского опыта.
Художественное слово:
- знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
- знание строения артикуляционного аппарата;
- знание основных норм литературного произношения текста;
- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;
- умение работать с литературным текстом;
- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
- навыки владения выразительными средствами устной речи;
- навыки по тренировке артикуляционного аппарата.
Сценическое движение:
- необходимые знания в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;
- знание технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;
- знание профессиональной терминологии;
- умение использовать элементы пластической техники при создании художественного образа;
- умение использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;
- умение распределять движения во времени и пространстве;
- навыки владения средствами пластической выразительности, комплексом физических упражнений.
Танец:
- знание основной терминологии в области хореографического искусства;
- знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического танцев;
- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического и народного сценического танцев;
- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
- навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;
- навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев.
Ритмика:
- умение эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;
- умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
- навыки выполнения парных и групповых упражнений.
Подготовка сценических номеров:
- умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под руководством преподавателя;
- умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;
- умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
- знание специфики музыки как вида искусства;
- знание музыкальной терминологии, актуальной для театрального искусства;
- первичные знания в области музыкального искусства (основные понятия, связанные с метром, ритмом, темпом, динамикой, ладовой системой, музыкальными жанрами, строением музыкальных произведений);
- умение воспринимать музыкальные произведения, анализировать их строение, определять художественно-образные и жанровые особенности;
- умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для театрального искусства;
- умение различать тембры музыкальных инструментов;
- умение запоминать и воспроизводить мелодику несложных музыкальных произведений;
- первичные навыки по проведению сравнительного анализа музыкальных и театральных произведений в рамках основных эстетических и стилевых направлений в области театрального и музыкального искусства.
Беседы об искусстве:
- первичные знания об особенностях использования выразительных средств в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знание произведений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- навыки эмоционально-образного восприятия произведений театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- навыки самостоятельной творческой работы в области музыкального и изобразительного искусства.
История театрального искусства:
- знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);
- знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
- знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
- знание театральной терминологии;
- знание классического и современного театрального репертуара;
- умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей.